istra_boats

Крафтовые лодки

Что такое крафтовые яхты?

На заре яхтостроения (а это рубеж XVI-XVII веков) все яхты строились по индивидуальным проектам, как правило, на небольших частных верфях. Собственно, все яхты тогда являлись крафтовыми. Ведь "крафт" (craft или craft workshop) буквально переводится как ремесленная мастерская. Такие небольшие ремесленные мастерские-верфи строили большое количество разнообразных по техническому исполнению и назначению мелких судов, в том числе яхт.  Я́хта  (нидерл. jacht, от jagen — гнать, преследовать) — первоначально лёгкое, быстрое парусное судно для перевозки отдельных персон или небольших грузов, оборудованное палубой и каютой (каютами). Небольшие частные верфи Голландии спускали на воду до тысячи судов ежегодно. Со временем яхты стали использовать не только для коммерческих работ, но и как суда предназначенные для спортивных или туристических целей, а также отдыха.

В силу мануфактурного способа производства такие яхты были относительно дороги, в отличие от самых простых незапалубленных рыбацких лодок. Поэтому яхты в те времена были доступны только людям с достатком. Очень важно отметить, что помимо розничной стоимости самой яхты, важнейшей статьей расхода яхтсмена являлась стоимость содержания яхты и ежегодной подготовки яхты к навигации. Для ориентировочного понимания насколько это было дорого, принято считать, что стоимость содержания и технического обслуживания яхты составляла не менее 15% - 20% в год от изначальной цены новой яхты. Причем с каждым годом стоимость содержания (по мере старения яхты) только росла.

А потом, во второй половине XX века (начиная с 60-х годов), пришло стеклопластиковое яхтостроение и поточно-позиционный метод производства, ранее использовавшийся для строительства больших стальных судов. И яхты стали доступны очень многим. Цена их резко упала, увеличилась долговечность и, хотя, межсезонное обслуживание и подготовку яхты к новой навигации никто не отменял, стоимость содержания яхты тоже снизилась. Именно использование стеклопластика в качестве основного конструкционного материала превратило небольшие парусные суда из предметов роскоши в спортивно-туристические массовые рекреационные изделия. Но стеклопластиковое массовое яхтостроение имеет один явный недостаток. Яхты, формованные в матрицах при поточном производстве не имеют индивидуальности, оригинальности, похожи друг на друга по поведению и внешнему виду. Можно сказать, что в них отсутствует "душа". Не стоит забывать, что даже крупные верфи при таком способе производства не в состоянии поддерживать большой ассортимент предлагаемых к реализации изделий, что резко ограничивает выбор со стороны потребителя. И что интересно, сложилась парадоксальная ситуация, в рамках которой недорогие стеклопластиковые яхты стали расти в цене, поскольку существующие мощности позволяют выпускать крупным верфям по 1000 - 1500 изделий в год и более, и стоимость нераспроданных яхт стала входить в розничную цену проданных, а простои на крупном предприятии недопустимы.

Сегодняшнее развитие технологий маломерных парусных и моторных судов позволяет вернуться к старому "мануфактурному" способу производству. Сочетая традиционные материалы и подходы в судостроении с современными технологиями, становится возможным разрешить часть накопившихся проблем. А это приводит к возобновлению интереса к крафтовым яхтам. Так небольшие верфи, используя большую долю ручного труда и индивидуальный подход к пожеланиям будущего владельца яхты, не зависят от каких-либо установленных производственных линий и мощностей и могут предлагать клиентам практически неограниченный ассортимент парусных и моторных яхт. Современные инструменты и технологические приемы позволяют производить такие яхты не только на сопоставимым уровне розничной стоимости с "конвеерными" или "мейнстримными" яхтами, но даже и по более низкой цене. А доступная цена и большой ассортимент дают возможность будущему владельцу получить яхту специально созданную для него и предполагаемых условий эксплуатации данной яхты, что повышает потребительские качества изделия в глазах яхтсмена.

Cape Cutter 19. Конструктор - Dudley Dix.
Cape Cutter 19. Конструктор - Dudley Dix.
SHRIMPER 21  |   www.cornishcrabbers.co.uk
SHRIMPER 21 | www.cornishcrabbers.co.uk

В настоящее время тенденция отказа от индустриальных принципов массового производства носит всеобщий характер и яхты не являются здесь исключением.
Поэтому крафтовые лодки, не отличаясь по цене и стоимости содержания, а также по прочности и долговечности от яхт, созданных поточно-позиционным способом производства, могут являться гораздо более интересными для потребителя. Наблюдая свою яхту в процессе строительства от самой закладки до полной готовности яхтсмен не только досконально понимает устройство и возможности такого судна, но и привыкает к мысли, что это яхта только его и для него. Так, можно смело сказать, что крафтовые яхты — неповторимые яхты с собственной индивидуальностью и "душой"!

Stir-Ven 19 cabin. Конструктор - François Vivier,
Stir-Ven 19 cabin. Конструктор - François Vivier,


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.