istra_boats

Парусное вооружение Кэт Кэч

После поста о шхуне Shell SCHOONER 18, мои друзья, в том числе те, кто не имеет большого парусного опыта, попросили меня рассказать о подобном парусном вооружении поподробней. Чем собственно оно хорошо и почему оно мне нравится. Я было задумался, что ещё можно добавить к тому,
что я написал по этому поводу
(Хотим больше! https://istra-boats.livejournal.com/2414.html).
И тут я  обнаружил статью, рассматривающую такое парусное вооружение (на сайте http://bandbyachtdesigns.com), которая называется “Why a Cat Ketch?” Статья показалась мне исчерпывающей, поэтому я решил её перевести и разместить перевод у себя в журнале. Правда есть два нюанса, на которые хотелось бы обратить внимание. Первый из них ― в оригинальной статье речь идет о вооружении кэт кэч, а я писал о шхуне. Ничего страшного тут нет, поскольку и я, и американские конструкторы пишем о столь маленьких корабликах, что принципиальной разницы нет. Второе, что надо иметь ввиду, на данном сайте пишут не столько вообще о таком виде парусного вооружения, а применительно к швертботам, которые эти конструкторы разработали и предлагают к продаже. Поскольку я об их лодках всё равно собираюсь написать, то в этом посте я конкретные подробности опущу, и, может быть, добавлю кое-что от себя. Так что, в некотором роде, перевод будет “литературным”.
Итак...

Почему кэт кэч?

Возможно, вы не знакомы с этим типом парусного вооружения и думаете, что оно выглядит «старинным». И, возможно, вы думаете, что вооружение кэт кэч не такое «эффективное», как «современное» парусное вооружение бермудским шлюпом.

Для начала рассмотрим некоторые распространенные мифы
о вооружении кэт кэч.

Такой тип парусной оснастки действительно существовал в течение многих лет, действительно “старинный”, но он был очень любим моряками и рыбаками Восточного побережья США до эпохи повсеместного внедрения моторов и развития парусного спорта. Это вооружение потеряло популярность не потому, что было неэффективным, а потому, что промысловые парусники устарели, а построенные с тех пор рекреационные, а также спортивные яхты и швертботы оказались подвержены влиянию не эффективности, удобству управления и скорости, а искусственным правилам обмера яхт для парусных гонок. 

Стоит отметить, что правила RORC и CCA (Cruising Club of America) даже давали преимущества двухмачтовикам, почти не штрафуя за парусность бизань-стакселя, поэтому кэчи были очень популярны в 50-60 годы. Однако это счастливое для них время закончилось с появлением в 70-х годах правил обмера IOR. Наряду с отрицательным влиянием на дизайн корпусов яхт, эти правила похоронили развитие двухмачтового вооружения на многие годы вперед. Такие правила, разработанные для «выравнивания» лодок на гоночной трассе за счет определения их гоночного балла, то есть гандикапа, часто наказывали те самые вещи, которые делали лодку быстрой и легко управляемой. Поэтому конструкторы «современных» яхт разработали такие обводы и парусное вооружение, которые могли бы извлечь максимальную выгоду из самого низкого балла ― и не обязательно самой лучшей и самой быстрой лодки, которую они могли бы спроектировать. Когда обмерные формулы не были проблемой, кэт кэч был предпочтительней из-за более удобного управления и предсказуемого поведения.

http://www.amariner.net

Некоторые конструкторы в последние десятилетия снова обратили внимание на такое парусное вооружение, поскольку оно даёт неоспоримые преимущества во многих новаторских, даже авангардных проектах.

Presto 30
Presto 30

Другой причиной падения интереса к небольшим кэчам является то, что их бизань-мачта расположена почти посреди кокпита, где она сама по себе, а также ее такелаж, отнюдь не создают дополнительного комфорта. Но поскольку мы рассматриваем с вами свободностоящие мачты на небольших прогулочных швертботах, то этот недостаток является умозрительным, в реальности совсем не мешая.

Вообще-то как сказать... Торчит мачта, торчит, прямо посреди кокпита.
Вообще-то как сказать... Торчит мачта, торчит, прямо посреди кокпита.

Каковы уникальные преимущества вооружения кэт кэч и почему мы выбрали его для некоторых наших разработок?

Прежде чем продолжить, скажем: мы не миссионеры и не ярые адепты такого вооружения. Кэт кэч не является фирменным стилем наших проектов, в большинстве которых мы используем стандартное вооружение шлюпом. Это, однако, парусная оснастка, которая, как мы обнаружили, чрезвычайно подходит для определенных типов лодок. Таким образом, кэт кэч соответствует нашей философии, заключающейся в том, чтобы каждая наша конструкторская разработка работала как можно лучше, сохраняя при этом экономически эффективный подход без ущерба для её качества или энерговооружённости.

Хорошо спроектированный кэт кэч ― это простое, недорогое и сбалансированное парусное вооружение.

Площадь парусов распределяется по всей длине лодки на две мачты. Низкий центр парусности, обеспечиваемый таким распределением, создает меньшую кренящую силу. Свободно стоящие мачты не требуют вант и штагов, что делает их удобными для быстрого монтажа или демонтажа, облегчают рифление и делают рангоут и такелаж малозатратными. Такие мачты также имеют конструктивно встроенную безопасность: мачты изгибаются во время порывов, сбрасывая лишний ветер.

Каждая деталь и узел крепления легче, меньше и проще в обращении. Это действительно важно с маломерными парусными лодками в 20 футов длиной или менее. Как уже сказано выше, установка или демонтаж займет всего несколько минут и может быть выполнены одним человеком. Возможность быстро и легко сбрасываться на воду делает использование парусной лодки намного более доступным. Если вам нужно час подготовки, чтобы отправиться в плавание, маловероятно, что вы отправитесь в плавание на час! В сегодняшнем оживленном мире у вас может быть всего несколько свободных дней, из которых удастся уделить плаванию целый день. С другой стороны, у всех нас есть час или два свободного времени, и когда лодка может быть спущена на воду и извлечена за считанные минуты, вы можете провести эти пару часов под парусами.

Послушное. Это, вероятно, лучшее слово для характеристики поведения этого парусного вооружения. Те времена, когда вы кричали: «Внимание!», «Приготовиться к повороту!», «Трави это!» и «Выбирай то!» прошли. Когда вы хотите изменить курс, вы просто перекладываете руль и вот вы на новом галсе. Паруса сами сделают всю работу. Поначалу это может даже немного нервировать. Если вы до сих пор ходили только на шлюпах или кечах со стакселями, вы почувствуете, что должны что-то делать. Что нельзя сидеть в лодке просто так. Однако мы заметили, что среднестатистическому яхтсмену требуется всего около 3-х перемен галса, чтобы привыкнуть к такому спокойному подходу. К 5-му разу они влюбляются в вооружение кэт кэч и начинают бесцельно лавировать и менять курсы с широкой улыбкой на лице. Экипаж в равной степени счастлив, потому что они не тянули “верёвки туда-сюда” во время поворота и на них никто не кричал в течение всей процедуры. Переброска стакселя при смене галса традиционно была источником неприятностей, паники и нервного напряжения при повороте, и является лишь одной из многочисленных возможных осложнений при таком манёвре. При парусном вооружении кэт кэч поводов для паники не будет, так как нет стакселя. Его поставить можно, разумеется, (на наших проектах предусмотрен бушприт), как и поставить генакер, но никаких проблем нет. Поскольку, ваши грот и бизань сами меняют своё положение при лавировке, вы отдаёте шкот, и позволяете стакселю скользнуть на другой борт. В положении левентик ваша лодка не застрянет, поскольку грот и бизань уже работают. А подобрать стаксель-шкот и настроить стаксель или генакер вы можете спокойно и не спеша.

Работа с парусами. Так как уишбон установлен по диагонали и распределяет нагрузку паруса в областях выше и ниже шкотового угла, парус хорошо сбалансирован. Таким образом, когда шкоты потравлены, паруса перебрасываются на другой борт без каких-либо рывков, хлопков и ударов,
что является постоянным проклятием при использовании нормального гика. Также не происходит типичного перекручивания грота, то есть твиста, когда нок гика задирается вверх и может вызвать недопустимый крен при сильном ветре. Если грот начнет дрожать и перестанет тянуть, немного увалитесь, наберите скорость и вернитесь к желаемому курсу. Кроме того, при свободностоящих мачтах, на попутных курсах, на кэт кече можно “провалить” паруса чуть вперед от мачты (до 20°), и создать условия, чтобы лодка могла идти самостоятельно, без рулежки, и она будет держать курс. Для этого уишбоны лучше подходят, так как позволяют парусу уходить вперед, в то время, как обычный гик ограничен вертлюгом.

В экстремальных условиях, например, при внезапно налетевшем шквале, просто растравите шкоты и позвольте вашим парусам встать во флюгерное положение, поднимите шверт и вы легко избежите неприятностей. Такой способ невозможен при расчаленных вантами и штагами мачтах и избавляет от напряжения и нежелательных рисков в ветренный день.

Устройство парусного вооружения кэт кэч

На судне установлены две мачты, одна из которых смещена ​​ближе к носу и называется грот-мачтой, другая ― бизань-мачта, которая обычно располагается ближе к корме лодки (но впереди румпеля). Грот больше, чем бизань, хотя по площади паруса распределяются гораздо более равномерно, чем в классическом кече со стакселем и генуей в переднем треугольнике. Паруса могут быть любыми ― гафельными или как у нас ― маркони (бермудские), могут иметь гики или уишбоны.

Мы выбрали уишбоны, а не гики, потому что они быстро монтируются, недороги и имеют минимум настроек. В нашем случае уишбон ― это диагональный реёк, который удерживает шкотовый угол паруса и выполняет ту же функцию, что и гик. Что нам особенно нравится в таком вооружении ― гарантия от сильного удара по голове. Если вы забыли втянуть голову в плечи при смене галса, парус просто безобидно скользнёт по вашей макушке, не причинив вреда :)

Уишбон прикреплен к мачте линьком, причем “пятка” уишбона заходит за мачту, что приводит к тому, что он оказывается закреплённым постоянно только с одной стороны мачты. Можно контролировать высоту положения, а также положение “пятки” ближе к носу или ближе к мачте, то есть мы таким незатейливым образом можем регулировать длину рейка за мачтой и натяжение нижней шкаторины паруса, а стало быть и “пуза”. Причем всё это можно проделывать прямо во время движения.

Уишбоны могут быть прямыми или изогнутыми, одно- или двусторонними (в виде вытянутого эллипса). Мы провели неофициальные тесты и не обнаружили, что изогнутые уишбоны сильно лучше простых прямых рейков, хотя некоторые люди предпочитают именно их. Нас часто спрашивают, являются ли гнутые эллиптические (обхватывающие парус с двух сторон) уишбоны более эффективными, и да ― они более эффективны, но простые прямые и односторонние уишбоны выигрывают за счет простоты и стоимости.

Прямые уишбоны обычно размещаются на противоположных сторонах парусов; иными словами, если на грот-мачте уишбон закреплен по правому борту, то на бизань-мачте уишбон будет принайтовлен по левому борту. Такой способ крепления не обязателен, но желателен, для лучшей балансировки парусов.

Взятие рифов

Уменьшение парусности можно осуществить двумя способами. На небольших лодках самый простой способ ― сначала убрать бизань-мачту, а на её место переставить грот-мачту. Поскольку место под бизань-мачту находится ближе к мидель-шпангоуту, центр парусности изменится не сильно. Если ветер продолжает крепчать, можно просто снять грот-мачту, оставив одну бизань. Тем не менее, наши паруса имеют один или два ряда рифов, что позволяет привычно брать рифы и уменьшать, таким образом, площадь парусности. Под уишбон подвешивается несколько петель и нижняя шкаторина просто туда сваливается. А на галсовом и шкотовом углах собирается в “гармошку”. Пузо и натяжение шкаторин регулируется натяжением талей между передним углом уишбона и мачтой. Можно обойтись даже без специальных петель, просто собирая в гармошку ткань паруса между нижней шкаториной и полкой рифов, используя стандартные риф-штерты.

Комбинация парусного вооружения кэт кеч и подъемного шверта даёт возможность регулировать балансировку лодки в любых условиях. В слабый ветер при курсе бейдевинд для предотвращения уваливания, шверт рекомендуется опустить в самое нижнее положение, сдвинув центр бокового сопротивления вперед, или вы можете отрегулировать паруса, меняя положение уишбона, не трогая шверт. Сильный ветер? Обратный порядок действий. Лодка не должна лежать на руле, и если вы чувствуете увеличивающуюся нагрузку на перо руля и рост крена по мере увеличения ветра, необходимо настраивать паруса или брать рифы, комбинируя их настройку с положением шверта. Этими методами вы всегда сможете уравновесить судно в любых условиях.

Несколько советов по управлению лодкой, вооруженной кэт кечем

1) Поскольку уишбон делит пополам шкотовый угол паруса, нагрузки очень малы. Все, что вам нужно для фиксации гика-шкота, это простая утка или блочок.

2) При порывистом ветре конец гика-шкота всегда должен быть под рукой, и если вы чувствуете сильный порыв и чувствуете нарастание крена, просто потравите конец, чтобы уменьшить давление ветра и кренящую силу. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Убедитесь, что вы сначала отдали гика-шкот грота. Если вы потравите бизань первой, центр парусности сместится вперёд и лодка увалится под ветер, что резко увеличит крен и может приведет к опрокидыванию.

3) При слабом или умеренном ветре, если ваши паруса образовали вертикальную складку параллельно мачте и ближе к передней шкаторине, немного потравитесь.

4) При сильном ветре, если вы видите горизонтальную складку на парусе возле мачты, выбирайте.

5) Используйте слаблинь (snotter line) для регулировки положения пятки уишбона и натяжения задней шкаторины, она должна быть равномерно изогнута под давлением ветра. Поэтому, если задняя шкаторина сильно натянута и пятка зафиксирована высоко, уменьшите диагональный угол уишбона, а если задняя шкаторина наоборот болтается и трепещет на ветру ― увеличьте угол уишбона, то есть установите его пятку выше.

6) Посадка на мель! Однажды, вы сядете на мель на сильном ветру и не сможете поднять шверт, потому его заклинило. В большинстве лодок с одной мачтой вы будете долго мариноваться на солнце в таком положении, но в нашем случае достаточно потравить грот и центр парусности сместится сильно назад. Лодку развернет, шверт расклинит ― тогда вы можете снова набить грот и спокойно продолжите свой путь.

Фотографии и видеоматериалы взяты с сайта: http://bandbyachtdesigns.com

Оригинальная статья находится там же:
http://bandbyachtdesigns.com/why-a-cat-ketch/

Дополнительные материалы: http://www.amariner.net/article46_split_rig_ru.html



Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.