istra_boats (istra_boats) wrote,
istra_boats
istra_boats

Немного классики в кармане



«Если вам хочется путешествовать под парусами, то нет более простого способа совершить круиз, чем использовать PocketShip от Джона С. Харриса. … Это маленькая шикарная яхта со стройными обводами и приятными линиями корпуса.» Роберт Х. Перри, Журнал Sailing, июнь 2009

Новаторство хорошо, кто бы спорил. Но проверенные временем решения, обводы, парусное вооружение имеют свои преимущества. Знаете, если взять немного ретро, немного классики, немного стиля, много эстетики и очень много красоты, а потом всё смешать в правильной пропорции, получится такой швертбот, как PocketShip от компании Chesapeake Light Craft.











Перед нами, пожалуй, самый компактный каютный швертбот, который только можно сделать. Его длина всего 4,5 метра. Попытки спроектировать каютный швертбот меньших размерностей предпринимаются постоянно и даже что-то получается, но выходят на воду или откровенные игрушки, или маленькие чудища, которые невозможно воспринимать всерьёз. По всей видимости 15 футов, или 4,5 метра ― минимальная длина для каютных яхт, в которых возможно совместить удовлетворительные скоростные и манёвренные качества, полезную нагрузку, автономность и некоторый комфорт. Собственно, маленькую яхточку спроектировать гораздо сложнее, чем большую, поскольку конструктор вынужден всё время разрываться между разнонаправленными тенденциями в попытках соблюсти необходимый баланс. В размерности 15 футов существует достаточно большое количество каютных швертботов, но на мой взгляд, PocketShip ― самый удачный из всех.
Спроектировал и построил опытный прототип конструктор Джон С. Харрис. Его первым, созданной с нуля судном, являлась 11’6-дюймовая гребная лодка с палаткой, в которой он исследовал верхний Чесапик, спя на борту. Тогда ему было 14 лет. Двадцать лет спустя, Харрис решил создать маленькую яхту с каютой и просторным для своих размеров кокпитов.










И у него получилось. Начнем с того, что это шикарная маленькая яхта. Стройные, изящные обводы корпуса, выверенные линии придают швертботу столь стильный вид, что невозможно отвести взгляд. Имея 50 кг балласта в корпусе и тяжелый балластированный шверт, а также малое отношение длины к ширине (L / B - 2,37), PocketShip очень остойчив. Гафельное вооружение с традиционным для него низким расположением центра парусности тоже служит увеличению остойчивости, делая из этой яхточки очень стабильную платформу. Положить парусами на воду эту лодку очень непросто.










PocketShip невероятно манёвренный и может развернуться на 90 градусов прямо на пятачке. Управлением рулем очень легкое и румпель удерживается буквально двумя пальцами. Скорость швертбота под парусами превышает расчетную и кладёт дедушку Фруда на лопатки. Надо заметить, что лично я на этой лодке не ходил, поэтому подобные восторженные отзывы подтвердить не в состоянии. Я всего лишь опираюсь на отзывы владельцев этой яхты и информацию с сайта разработчика-производителя. Когда я встречаю в блогах и на парусных форумах  сообщения о достигнутой скорости в 5,5 - 6 узлов на протяжении длительного времени, меня берут некоторые сомнения потому, что для лодок такой длины скорость в 5 (пусть с небольшим) узлов вообще-то предельна. Всё, конечно, может быть, ну не знаю... На PocketShip’е установлен бушприт, что позволяет в слабый и умеренные ветра нести генакер вместе с гротом и стакселем. Для чего такой парус нужен на этом швертботе? Вот вы выбрались на несколько дней на водоём, а счастья ветра почти нет. Что же, сидеть на берегу или ходить под мотором? А как раз генакер-то и выручит нас в такой ветровой обстановке. Кстати говоря, генакер возможно нести вплоть до полного бейдевинда. Это вам не спинакер :)










Сегодня без подвесного мотора ― никуда. Выход на фарватер, заход в марину или яхт-клуб, маневрирование в узкостях, шлюзование, везде требуется двигатель. На транце этого швертбота предусмотрен кронштейн или пантограф для установки подвесного мотора. Хватит двигателя до пяти лошадиных сил, но и двух лошадиных сил вполне достаточно даже для тяжелых условий. Отличная четырехтактная Honda мощностью 2 л.с. имеет небольшую массу, чтобы не снижать ходовые качества, и финансово доступна. Работает она превосходно и справляется в большинстве случаев.



Интерьер каюты строг и аскетичен. В нём нет ничего лишнего. Зато есть много места, чтобы было куда лечь и где поспать. Что вам действительно нужно, так это ваш походный рюкзак, пара книг, корзинка с продуктами, горшок (не забудьте), КЛМН (не забыли еще, как расшифровывается эта аббривиатура?*), походная плитка, пенка и спальный мешок. Поместится и гитара.


























Если вы решили отправиться в путешествие с друзьями, хватит места и для них. Яхта имеет развитый и вместительный кокпит, где могут удобно разместиться трое-четверо взрослых. Хорошая палатка или простой тент превратят кокпит в удобное дополнительное жилое пространство.










Если кто-то глянет на вас свысока, с мостика 50-футового траулера, может он и не зайдёт к вам в гости, но я держу пари, что он почувствует лёгкий укол зависти :)










Гафельное вооружение
Пользуясь случаем, хочется сказать несколько слов про гафельное вооружение. То что оно красиво, очевидно. Но насколько такое вооружение удобно? Эффективно ли оно? Можно подойти и с другой стороны: если бермудское вооружение шлюпом или тендером такое эффективное, то отчего оно не вытеснило до сих пор все другие типы парусного вооружения? Я полагаю, намного лучше меня на эти вопросы ответит Андрей Попович, капитан и строитель гафельной шхуны “Чава”, построенной по проекту конструктора Дадли Дикса Hout Bay 40. Его статья полностью доступна по этой ссылке: http://chava.ru/gaff.html. Я же приведу здесь её краткую версию (в том числе потому, что мы пишем о лодках для ВВП, а не трансокеанских путешествий).










Эффективность для океанского крейсерства
Совершенно ясно, что в условиях гонки по олимпийскому треугольнику яхта, вооруженная бермудским тендером, придет первой**. Этот тип парусного вооружения безусловно является лучшим на острых курсах, а когда ветер отходит на кормовые углы, всегда есть возможность поставить спинакер или генакер. Однако ― специфика дальнего похода ставит несколько другие требования к парусному судну. На лодке, идущей под управлением авторулевого, на океанской зыби, вряд ли будут ставить какое-либо из этих «пузатых чудовищ», а без них бермудская лодка на попутных курсах относительно ветра будет идти медленней гафельной...
... Дело в том, что высокие и узкие паруса-крылья бермудского тендера, спроектированные для эффективной работы на острых курсах, перестают быть таковыми для полных, когда роль подьемной силы парусов падает, и вперед выходит форма, обеспечивающая максимальную турбулентность, где идеальный парус представляет собой круг. Еще один важный аспект, который стоит учесть, это повышенная остойчивость гафельной шхуны и меньшая склонность к брочингу за счет низкого расположения центра парусности. Прочные и надежно раскрепленные ... мачты вызывают доверие в штормовых условиях, а низко расположенный центр основной парусности позволяет нести больше парусов в свежую погоду, делая лодку настоящей «штормовой птицей».
Распределенная по длине парусность с длинным бушпритом и грота-гиком до транца позволяют точно центровать лодку в разных погодных условиях, облегчая рулевую вахту, и упрощая настройку подруливающих устройств.

Гафельное вооружение... заметно проигрывает по эффективности бермудскому шлюпу или тендеру на острых курсах. Тем не менее, шхуна успешно лавируется, и набирает высоту даже в очень свежую погоду, и этот недостаток нельзя считать решающим для принятия решения о выборе вооружения крейсерской яхты.

Добавление 2016 года. Практика участия в гонках со смешанным участием гафельных и бермудских круизных лодок сходных размеров в Филиппинском архипелаге показала неочевидное ― в условиях лавировки в свежий ветер и на серьезной волне шхуны могут выходить победителями.

Управление семейным экипажем или в одиночку
Для работы с парусами бермудского тендера площадью около 100 кв. м. понадобится серьезная механизация. Носовые паруса ― на закрутках, грот
с механизацией, например, убирающийся в мачту, мощные шкотовые лебедки. Затраты мускульной силы при этом становятся минимальными, лодка прекрасно управляется вдвоем и даже в одиночку, используя все преимущества эффективного парусного вооружения. Однако, здесь есть
и проблемы. Для того, чтобы все это надежно работало, понадобится вложить немалые деньги в приобретение качественного оборудования
с соответствующим запасом прочности, кроме того, эта современная техника, работающая в морских условиях, потребует постоянного текущего обслуживания. Как правило, отказы такого оборудования происходят
в сложных ситуациях при высоких нагрузках ― в штормовых условиях,
во время маневрирования, когда возможности и время для ремонта ограничены и высока вероятность ошибок экипажа. Ремонт своими силами высокотехнологичных узлов в условиях дальнего похода исключен или очень ограничен, поэтому необходимо предусмотреть возможность дублирования оборудования или другие варианты восстановления работоспособности вооружения...
... При вооружении гафельной шхуной, общая парусность разделяется на несколько достаточно небольших парусов, постановка каждого из которых вполне под силу одиночке. Механизация отсутствует, для того, чтобы выбрать шкоты носовых парусов, достаточно пары небольших лебедок на комингсах кокпита, кроме того, нужна только еще одна маленькая лебедка на грота-гике для рифления. Гафели фока и грота поднимаются вручную, через системы блоков. Отсутствие ликпазов на мачтах исключает многие проблемы при постановке и уборке грота и фока, характерные для бермудских парусов. В то же время применение новых материалов ― относительно легких гафелей из алюминиевых труб, парусов из дакрона, дают этому типу вооружения новые полезные качества. Заднюю шкаторину такого гафельного паруса можно натянуть значительно сильней, чем раньше. В результате гафель меньше отваливается под ветер, форма паруса меньше искажается за счет «твиста» ― закручивания верхней шкаторины относительно нижней, «легкий» гафель, за счет меньшей инерции менее склонен непредсказуемо перекладываться с борта на борт и искажать форму паруса в условиях слабого ветра и бортовой качки…
... Добавим сюда жесткий корпус, благодаря чему не искажается из-за провисания форштага форма носовых парусов, отметим его современную форму с острыми ватерлиниями и глубоко расположенным фальшкилем, и выяснится, что сегодня гафельная шхуна лавируется значительно лучше своего традиционного аналога.

Яхта  легко балансируется парусами. В отличие от современной «бермудской» концепции, паруса разделены на основные и дополнительные. Основная парусность несется шхуной постоянно, до наступления условий, близких к штормовым. При умеренном ветре ставят дополнительные паруса. В бейдевинд, она несет все возможные паруса, это основная парусность ― грот, фок, стаксель и кливер, и  дополнительная ― топсель и фишерман. По мере того, как погода свежеет, убирают последовательно фишерман, потом топсель, оставляя только основные паруса. По мере усиления ветра начинают рифить грот, когда лодка начинает просить, проявляя тенденцию к приведению. Время убирать кливер наступает обычно, когда грот уже зарифлен на пару полок. Кстати, гафельная шхуна устойчиво лежит в дрейфе. Для этого достаточно в процессе поворота оверштаг оставить носовые паруса с наветренной стороны и слегка положить руль на ветер. На стеньгу грот-мачты ставится топсель, который работает на всех курсах относительно ветра. Топсель поднимается с подветренной стороны грота топсель-фалом, проведенным через топ грот-стеньги на палубу. Шкот топселя проведен через блок на ноке грота-гафеля, потом через промежуточный блок в районе его пятки, и дальше на палубу. Кроме них, топсель удерживается у эзельгофта верхним галсом, проведенным через обушок на топе мачты, и оттягивается вниз нижним галсом, закрепленным на утках грот-мачты... На длинных галсах в лавировку топсель убирают перед поворотом, и поднимают снова с подветра. На лавировке короткими галсами топсель часто оставляют там, где он стоит, и мирятся с некоторой потерей тяги из-за ухудшения аэродинамики. Постановка и уборка топселя затруднена большим количеством снастей, которые нужно выбирать или травить одновременно, однако площадь его невелика, и после постановки он не требует отдельного внимания.
Постановка гафельного паруса требует одновременной работы в определенной последовательности с двумя снастями ― дирик-фалом и гафель-гарделью, что требует некоторого опыта. Снасти эти, для выигрыша в силе, проведены талями в два лопаря, поэтому время, необходимое на постановку и уборку гафельного паруса, включая укладку снастей в бухты, значительно больше, чем в бермудском варианте. Надо отметить, что наличие двух снастей для подъема гафеля, с другой стороны, позволяет осуществлять тонкую настройку формы паруса для разных условий, и дает очень интересные результаты после приобретения опыта...
... Понятно, что обосновать можно что угодно, и некоторая субъективность здесь присутствует. Тем не менее, выбор был сделан, лодка была построена с гафельным вариантом вооружения, она прошла ходовые испытания в открытом море с выходом в океан, и пока полностью оправдывает заложенные конструкторские решения.









От себя я добавлю следующие аргументы в пользу гафельного вооружения. Во-первых, у владельцев лодок с таким вооружением нет необходимости в большом количестве дополнительных парусов. А дополнительные паруса стоят денег и занимают много места. Гафельное вооружение в этом смысле намного универсальней.


А во-вторых, в Европе и США такое вооружение ставится на небольшие крейсерские трейлерные яхты из-за практических соображений (см. иллюстрацию ниже):










Глядя на предложенную схему, легко увидеть, что каждый элемент рангоутного дерева короче по размеру, чем корпус и полностью укладывается в него. Рангоут не выдаётся за габаритные размеры. Вот в чём дело! Перевозка лодки с гафельным вооружением и её хранение вне сезона навигации становится комфортной. А короткую мачту можно легко поставить и снять одному человеку. Так что, используйте гафель, господа!



Спецификация каютного швертбота PocketShip
Длина: 4,5 м
Ширина: 1,9 м
Осадка корпусом: 0,41 м
Осадка швертом: 0,92 м
Площадь парусности: 13,75 кв. м
Снаряженная масса: 365 кг


Фото- и видео материалы взяты с сайта: https://www.clcboats.com/


Подробное описание яхты здесь: https://www.clcboats.com/shop/boats/wooden-sailboat-kits/pocketship-sailing-pocket-cruiser-kit.html


* КЛМН ― кружка, ложка, миска, нож


** ЧЕСЛАВ МАРХАЙ считал, что такой подвид гафельного вооружения, как Гуари не только не уступает бермудскому, но и имеет лучшее аэродинамическое качество. (ЧЕСЛАВ МАРХАЙ ТЕОРИЯ ПЛАВАНИЯ ПОД ПАРУСАМИ (2-е издание, переработанное и дополненное). Из-во “ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ. Москва, 1970 (См. с. 50).





Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments