istra_boats

Categories:

1-й Парусный фестиваль «Паруса России на Селигере»

(нашими глазами)

Итак, мы (я, а также мой партнер и товарищ) отправились на Селигер в пятницу, 19 июля. Конечно же мы ехали себя показать и на других посмотреть, но при этом имели ввиду и иные цели. Нам очень хотелось лично познакомиться с Андреем Легошовым, технологом компании SeaLine (заочно-то мы  много общались, но очень хотелось пожать друг другу руки), также мы надеялись на личные контакты с представителями Пеновских верфей «12 футов». Ну и, наконец, мы рассчитывали обкатать свежеиспеченный глиссирующий катер (о котором я вскоре опубликую отдельный пост), да и просто отдохнуть. Спешу заметить, что всё из ожидаемого удалось.

Едем...
Едем...

Селигер встретил нас холодом и дождём, но это не имело большого значения, поскольку всё искупила радушная и дружелюбная атмосфера фестиваля. Мы несколько промахнулись с поворотом, как тут же нас перехватил один из организаторов фестиваля Михаил Кулик, указав нам правильное направление.
Зарегистрировавшись в качестве участников фестиваля и получив положенные сувениры, мы оставили свой катер в яхт-клубе, а сами отправились на другой берег, где собственно располагался палаточный городок. Там нас ждал Андрей Легошов, который, не теряя зря времени, готовил ужин (на заднем фоне – наша Дори).

Едим...
Едим...

Палаточный городок удивил нас отсутствием туалетов! Да, туалетов не было :) Зато были вполне аутентичные гальюны, конструктором и строителем которых, выступил ни кто иной, как сам Игорь Кокоулин (один из основных организаторов фестиваля).

Гальюны
Гальюны
Гальюн
Гальюн

Свежескошенная трава на поле поначалу представлялась неудобством и вызывала раздражение. Однако быстро выяснилось, что ничего лучше и придумать нельзя, поскольку вся дождевая вода (а её было очень много!!!) уходит сквозь толстый слой травы, и поверхность всё время остается сухой. Я все дни проходил в матерчатых кроссовках, ни разу не примерив сапоги.

Следует отметить, что организаторы постарались предусмотреть очень многое (другое дело, что не всё от них зависело). Так, в яхт-клубе была предусмотрена столовая, в которой можно было вкусно и сытно поесть, а также небольшая штаб-справочная, где решались самые разнообразные вопросы. Была выделена зона для открытого огня.

На другом берегу, где располагался палаточный лагерь было тоже самое. И зона открытого огня, где все дни весело булькал котелок с ухой, и навес, внутри которого был установлен стол и лавки с обеих его сторон. Известно, где много людей, там много и отходов...  Для предотвращения подобного безобразия организаторы обеспечили своих гостей специальным мусорным контейнером.

Если говорить о участниках фестиваля, то в глаза бросалось значительное количество «надувных». Вне всякого сомнения именно они были в большинстве. Несмотря на дождь и позднее время, многие их них начали собирать свои катамараны в пятницу, сразу по приезде. К полудню субботы они, без исключения, уже сбросились на воду и ушли. Были представлены катамараны «Витамин» от мастерской Сергея Новицкого, катамараны Яркат (Yarkat), а также многие другие, включая самодельные.

Дождливая пасмурная погода быстро сменилась очень тёплыми, прямо жаркими солнечными днями уже к воскресенью. Ещё в субботу вечером к нам присоединились наши друзья из Казани (водомётные катера Алатау), которые сразу же оказались под большим впечатлением от Селигера и фестиваля, поскольку Селигер их встретил прекрасной погодой. По своему генезису все они – водномоторники, поэтому наш катер их не сильно заинтересовал, а вот парусно-вёсельную «Дори» они с огромным удовольствием стали испытывать и эксплуатировать.

Нужно понимать, что эти люди подготовлены, имеют разнообразный опыт, в том числе опыт сплавов, но под парусами никогда не ходили. Отрадно было наблюдать, что на получение простых навыков управления парусной лодкой с люгерным вооружением они потратили совсем немного времени и уже через пару часов спокойно крутили на ней повороты и ходили в лавировку.

Не желая тратить время понапрасну, мы с установлением хорошой погоды сбросили в воду свой катер, и давай его обкатывать. Сбрасывались, используя яхтенный слип. Перед столь ответственной операцией пообедали в яхт-клубе, поболтали с другими гостями...

Лодка первый раз сбрасывается на воду
Лодка первый раз сбрасывается на воду

Двигатель был новым, поэтому нам пришлось обкатывать его несколько часов в разных режимах. Оказалось, что это довольно утомительное занятие. Зато потом, когда мы стали эксплуатировать мотор на высоких оборотах, мы наглиссировались так, что на всё лето впечатлений хватило.

Водоизмещающий режим. Для глиссирующей лодки - мука.
Водоизмещающий режим. Для глиссирующей лодки - мука.
Вот теперь пошло намного веселее!
Вот теперь пошло намного веселее!
Циркуляция
Циркуляция
Леди тоже любят скоростные катера (с разрешения своих мужей, конечно же). Фотографирует муж. Обратите внимание на реальные размеры этой лодки. Даже пять человек не создают толчеи. Проверено.
Леди тоже любят скоростные катера (с разрешения своих мужей, конечно же). Фотографирует муж. Обратите внимание на реальные размеры этой лодки. Даже пять человек не создают толчеи. Проверено.

Непосредственно перед сбросом катера произошёл один эпизод (случайно рядом оказался), прямо до слёз пробрало. Я постеснялся фотографировать, неудобно как-то было. Оказывается Игорь Кокоулин (один из устроителей фестиваля) работает с инвалидами. Они у него запросто ходят под парусами. Я даже сперва не понял в чём дело. Ну «ковылял» (простите) вдоль уреза воды один из них на костылях. А потом, ему подогнали катамаран, он оставив костыли и протез на берегу, взял гика шкот в одну руку, другой твёрдо взялся за румпель, его оттолкнули от берега... и он, поймав ветер, уверенно пошёл вполне себе полноценным человеком. Метаморфоза была столь сильна и наглядна, что мурашки побежали по коже. А ведь я достаточно толстокожий человек. Мне кажется, что никакой другой вид спорта не способен сотворить такое (шахматы и параолимпиада не в счёт).

Дори «Вера»
Дори «Вера»

Дори «Вера» – это лодка Игоря. Он построил её сам, используя эскизы, опубликованные то ли в журнале «Катера и яхты», то ли в «15 проектах судов...» Курбатова, и свои знания. Лодка имеет выраженный полубак и удобную планировку (Рядом с лодкой видны прислоненные к ней костыли и протез).

Пеновская верфь «12 футов»
На фестивале было два кэтбота от верфи «12 футов». Резко отличаясь от других парусных лодок и яхт, они сразу обращали на себя внимание, притягивали взоры, вызывали интерес. Ловя удачу за хвост, нам удалось, во многом благодаря посредничеству Андрея Легошова, познакомится с самим Артуром Уракаевым. Скажу я вам, что редко встретишь такого матёрого и харизматичного человека. Артур, наблюдая за неудачной лавировкой своего кэтбота, чуть не вышел из себя, крича, ругаясь и пытаясь подавать команды экипажу, хотя его, разумеется, ни только никто на лодке не слышал, но, думается, и не видел.

К сожалению, этот красный кэтбот мне заснять не удалось, поэтому фотография взята с сайта «Отдых на Селигере: http://www.naseligere.ru/news/foto/136829. Большая обзорная статья здесь: https://www.yachtrussia.com/articles/2018/12/12/20181212-tom-cat-sdelano-v-peno.html
К сожалению, этот красный кэтбот мне заснять не удалось, поэтому фотография взята с сайта «Отдых на Селигере: http://www.naseligere.ru/news/foto/136829. Большая обзорная статья здесь: https://www.yachtrussia.com/articles/2018/12/12/20181212-tom-cat-sdelano-v-peno.html

Артур оказался крайне интересным собеседником. Мы действительно смогли обменяться своими взглядами на парусное судостроение в России, а также выразить взаимные комплименты друг другу. Мы похвалили (было за что) его лодки, а он высоко охарактеризовал нашу продукцию, что для нас, учитывая его опыт и вес его слова, явилось высшей оценкой нашего труда. Не хотелось бы забегать вперёд и заранее раскрывать карты, но возможно мы сможем придти к идее совместных проектов и сотрудничества.

На фестивале присутствовали несколько людей, которых принято называть самостройщиками. Да, они еще существуют и продолжают удивлять. Меня, например, поразил жёсткокорпусный катамаран «Solaris», выглядевший так, как будто только что был куплен в магазине. Мои фотографии не получились, поэтому рекомендую посмотреть на это интереснейшее парусное судно тут:

и тут:

Александр Холодников (мастерская http://piratewoods.ru/) продемонстрировал прекрасно сделанные и выглядящие каноэ. Правда его нельзя полностью отнести к самостройщикам. Во-первых, он профессиональный столяр, во-вторых, он принимает заказы на изготовление лодок. Но учитывая единичные объемы подобной продукции, я полагаю, что это вполне релевантный пример.
На Селигере встретилась такая парусная лодка с прямым парусным вооружением. Построена она энтузиастами самостоятельно и называется «Лужаночка». Лодка, конечно, тяжелая, поскольку сработана по традиционным технологиям, но этим и привлекательна.

 Парусная лодка с прямым парусным вооружением «Лужаночка»
Парусная лодка с прямым парусным вооружением «Лужаночка»

Рассказывая о самостройщиках мы чуть не забыли об Андрее Легошове. А ведь у него и большой катер самостоятельной постройки, и тузик. Тузик называется «Карасик» и является настоящим произведением искусства...

«Карасик»
«Карасик»

А потом к нам пожаловала её величество ГИМС! Нет, мы бы с огромным пиететом их встретили, были бы рады, если бы сотрудники ГИМС что-нибудь нам рассказали о регистрации маломерных судов, о гимсовских правах и правилах сдачи экзаменов, о законадательных инициативах с её стороны, призваннных облегчить нашу такую непростую жизнь, о международном сотрудничестве и признании гимсовских прав на международной арене, но ... Эх! Поскольку ГИМС – это МЧС, то она приехала нас проверять на предмет прав, регистрации, а также не разжигаем ли мы национальную и религиозную рознь неположенные костры, не создаём ли очаги возгораний, не сорим ли, не мусорим, не валяемся ли пьяными под кустами и деревами. Я понимаю, что социализм – это учёт! Контроль необходим. Но немного бы чувства такта? Правда, надо отдать должное сотрудникам ГИМС’а – они не делали «рожу кирпичём», были весьма корректны, демонстрировали некоторую вовлечённость в процесс, даже немного пофографировались с нами.

Немного смазано получилось...
Немного смазано получилось...
Это не я
Это не я

Что я забыл? Ну само-сабой карту. Вот карта... Она нарисована от руки стараниями организаторов фестиваля.

А содержательной части фестиваля я, увы, ничего поведать не смогу, поскольку, как говорил выше, мы преследовали свои частные цели, в гонках мы не участвовали, в дефиле напротив набережной города Осташков тоже и, самое главное, у нас на Селигере есть своя собственная база и испытательный полигон (с баней !!!). Во вторник мы решили отправиться туда. Собственно, с этого момента моё повествование о фестивале заканчивается. Добавлю, что погода до пятницы следующей недели (26 июля) стояла замечательная. Тут следует отметить, хотя бы для защиты от критиков, селигерская погода – очень парадоксальная вещь. Зачастую, солнечная погода, пасмурная погода, ветренная, безветренная, дождь, холод и жара могут сменять друг друга по кругу несколько раз в сутки. В тех местах – это совершенно не напряжно, а наоборот позволяет переживать каждый день как несколько дней. К вечеру, утро представляется столь далёким, что быстро теряешь счёт дням. Три дня на Селигере могут казаться целой неделей.

На заднем плане - баня...
На заднем плане - баня...

Каюсь, со мной случилась удивительная перемена. Будучи убеждённым сторонником паруса и принципиальным противником чисто моторных, а тем более глиссирующих лодок, я «катался» в этот раз на Селигере исключительно на глиссирующем катере. Есть в этом какой-то невыразимый, но не отпускающий кайф. А вот наши казанские коллеги – убеждённые водномоторники – не слезали с Дори. Ощущается некоторая парадоксальность, не правда ли?

И немного видео...


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.