istra_boats Golden Entry

Настоящий Американец ― традиционный моторный скиф

Название этой темы дано настоящим лодочным мастером, отличным столяром и просто замечательным человеком, который на форуме “Катера и яхты” известен под ником: “ДжимХоккинс”. Ссылка на ветку данного форума, посвещенную постройке этого отличного глиссирующего катера будет дана в конце поста).

Изображение с сайта: http://www.clcboats.com
Изображение с сайта: http://www.clcboats.com

Ну вот мы и добрались до моторных лодок. Моторный катер, моторная лодка... можно и так и эдак называть, главное, что глиссировать умеет! Подумав, я всё же буду называть это судно лодкой, но если вдруг собьюсь и назову катером ― не сердитесь и не придирайтесь :)

Peeler Skiff
Разработал этот легкий 15-футовый, но крепкий глиссирующий катер конструктор Джон К. Харрис. “Пилер” ― название краба с мягким панцирем и являющимся местным деликатесом на сленге, характерным для рыбаков Чесапикского залива. Так что эта лодка ― типичный для этих мест «крабовый скиф» и в основе этого проекта лежит рыбацкая моторная плоскодонка для ловли рыбы и крабов.

Изображение с сайта: http://www.clcboats.com
Изображение с сайта: http://www.clcboats.com

Peeler Skiff спроектирован и оптимизирован под небольшие подвесные двигатели от 8 до 15 л.с.  Уже с 10-сильным двигателем (на самом деле —
9,9 л.с.) лодка способна глиссировать, а при использовании мотора мощностью в 15 л.с. лодка превращается в отличный глиссирующий катер, способный это делать с почти полной загрузкой. Прекрасно управляемый, стабильный, остойчивый, с вместительным, открытым интерьером, этот
катер —  то, что нужно для рыбалки, путешествий или просто водных прогулок. Комфортная вместимость ― четверо взрослых. Но даже пять человек не создают толчеи. Проверено!
Я хочу подчеркнуть, что использование подвесных двигателей до 15 л.с в данном случае отличный бонус. Такие моторы доступны, т.е. относительно недороги, имеют небольшой вес и их можно переносить силами одного человека (попробуйте потаскайте движок мощностью в 25-30 л.с.). Но самое главное, что они экономичны. Запаса топлива в 25-литровом баке хватит вам на все те дни, которые вы собрались провести на воде вдалеке от цивилизации. Только помните, что нужен мотор с “длинной ногой” (высота транца — 20 дюймов). На половине газа скорость лодки составит 11-12 узлов (~20 км/ч) даже при полной загрузке пассажиров и снаряжения, а расход топлива окажется на уровне 1,5-2,5 л/ч. Если же вы решите открыть дроссельную заслонку на 75-85%, то есть практически на полную, то вы сразу же выйдите на режим глиссирования с максимальной скоростью в 22-23 узла (~40 км/ч), что сделает для вас доступными любые удалённые места на избранном вами водоёме. Правда и расход топлива взлетит до 5 литров в час. Но за скорость приходится платить...

Остойчивость и полезная нагрузка
Как у всякой плоскодонки, у этой лодки ― огромная начальная остойчивость формы. Этой же цели служит и выраженный развал бортов. Даже при небольшом крене в водную среду вводятся дополнительные водоизмещающие объемы, что препятствует дальнейшему его нарастанию. В ходе эксплуатации Скиффа* мы неоднократно менялись экипажами, пересаживаясь с борта на борт прямо на воде. На лодку эти телодвижения не оказывали никакого влияния. В водоизмещяющем режиме лодка управляема и контролируема (немного рыскает, правда, как и всякое плоскодонное судно, но не критично), легко выходит на глиссирование и ведет себя крайне стабильно.

Изображение с сайта: http://www.clcboats.com
Изображение с сайта: http://www.clcboats.com

Полное водоизмещение Peeler Skiff составляет около 1300 фунтов (590 кг). Если вычесть из этой цифры массу самой лодки, а также массу двигателя, бензобака с топливом, аккумулятора и т.п., то полезная нагрузка лодки окажется около 840 фунтов (380 кг). И всё это вы можете безопасно (и легально) загрузить в Peeler Skiff. Неплохо, правда?

Фото взято отсюда: https://www.facebook.com/events/162715334499674/
Фото взято отсюда: https://www.facebook.com/events/162715334499674/

Мореходность и безопасность
Лодка эта предназначена для ВВП. Озёра, заливы и реки являются естественной средой её обитания. До 2-2,5 баллов всё нормально. Хотя волна уже начинает колотить по днищу. Но за счет своей остойчивости и осмотрительности рулевого лодка остаётся безопасной. После 2,5 баллов лучше переходить в водоизмещающий режим. Выше... а какой маленький глиссирующий катер сможет выдержать волнение в 3 балла и выше,
и при этом устойчиво глиссировать ― торпедный катер :)? Длина этой плоскодонки ― 4,5 метров. Поэтому сбросьте газ и спокойно возвращайтесь в безопасное место на скорости 8-12 узлов. Этой скорости достаточно, чтобы уйти от непогоды, а о глиссировании забудьте. Чтобы продолжать идти со скоростью 22-25 узлов, вам понадобится моторный катер с глубоким V, который весит в три раза больше, требует двигатель в три раза мощнее и стоит в три раза дороже.

Вопросами безопасности маломерных рекреационных парусных и моторных судов в северо-американском государстве занимается не ГИМС, не Речной или Морской регистр, а Береговая охрана США (US Coast Guard). Конструкции моторных лодок должны соответствовать строгим правилам и требованиям Береговой охраны. Хотя с формальной стороны эти тесты являются добровольными, в реальности все конструкторы и производители маломерных судов стараются или соответствовать этим требованиям, или прямо проходить тесты, чтобы быть уверенными в безопасности своей конструкции. Peeler Skiff тестировался в специальном опытовом бассейне уполномоченными инженерами Береговой охраны.

Перед началом испытаний** https://www.clcboats.com/life-of-boats-blog/peeler-power-skiff-coast-guard-testing.html
Перед началом испытаний** https://www.clcboats.com/life-of-boats-blog/peeler-power-skiff-coast-guard-testing.html

Первый и один из самых интересных тестов состоял в том, чтобы просто посмотреть, какую нагрузку (намного превышающую разрешенную) может выдержать лодка, прежде чем вода польётся внутрь через борта. Для этого использовались специальные чугунные грузы, каждый из которых имеет массу 800 фунтов (360 кг). Peeler Skiff определенно не было рассчитан на такую ​​экстремальную нагрузку. Стало страшно, не проломится ли днище? Но всё оказалось в полном порядке, не было ни скрипа, ни треска.

**
**

Загрузили 5000 фунтов (2268 кг)! И еще четверть дюйма надводного борта возвышалась над уровнём воды. Какой смысл этого теста? Лодка должна выдерживать пятикратное превышение в грузу над безопасной грузоподъемностью. Поскольку полезная нагрузка лодки в снаряженном состоянии составляет 1000 фунтов (с двигателем, дистанционным управлением, бензобаком с топливом и аккумулятором), Peeler Skiff вполне соответствует требованиям US Coast Guard. Да, суть здесь не в том, чтобы предположить, что Peeler Skiff может ездить с 5000 фунтов на борту (Ford Explorer весит 4455 фунтов). Суть ― в определении запаса прочности и плавучести, чтобы пережить возможные злоключения.

Следующий тест ― на поведение лодки при затоплении и проверке эффективности отсеков аварийной плавучести. Для этого, с помощью чугунных грузов, сперва сымитировали снаряженное состояние лодки, попросту разместив чугунные чушки вместо двигателя, аккумулятора, бензобака и определили центр плавучести.

**
**

Затем лодку принудительно затопили, чтобы она держалась только отсеками аварийной плавучести. А в самих отсеках просверлили 16 отверстий для моделирования самого катастрофического сценария (отсеки заполнены специальным наполнителем ― экструдированным пенополистиролом XPS, как раз для таких случаев), а сливное отверстие в транце оставили открытым.

**
**

И лодку оставили в таком положении на 18 часов!!! Сделано так потому, что на воде всякое бывает. И даже полузатопленная лодка должна держать на поверхности себя и свой экипаж в течении длительного времени пока не придёт помощь.
Были и другие мелкие испытания на остойчивость, на прочностные свойства, на скручивание, на вибрацию, но Peeler Skiff прошел все тесты и показал себя настолько безопасным, насколько это возможно для 15-футового открытого катера.

Транспортировка
Перемещение этого моторного катера между водоёмами осуществляется на самой простой трейлерной тележке. Для этого не требуется открывать дополнительную категорию в правах, поскольку общая масса лодки и трейлера намного меньше разрешенной.

Спецификация:
Длина корпуса ― 4,65 м
Ширина корпуса ― 1,9 м
Высота борта (нос/мидель) ― 0,88/0,58 м
Масса корпуса ― 155 кг
Масса корпуса снаряжённая ― 210 кг
Осадка ― 0,1 м
Двигатель подвесной ― 8-15 л.с. (длинная нога / 20 дюймов)
Скорость (max) ― 22 узла
Полезная нагрузка (max) ― 380 кг
Пассажировместимость 4-5 чел.

Ссылка на постройку моторной лодки Peeler Skiff:
https://forum.katera.ru/index.php?/topic/57463-nastoiaschii-amerikanetc-traditcionnyi-motornyi-s/

Использованы фотоматериалы с сайта: https://www.clcboats.com
Страница сайта о Peeler Skiff: https://www.clcboats.com/shop/boats/powerboats/peeler-outboard-power-skiff.html

Примечания:
*По-русски правильно ― “Скиф”. В Академической гребле гребные лодки тоже называются “скиф”. Но это совсем разные лодки. И вот чтобы развести эти понятия я использую две буквы “фф” в конце названия описываемой здесь моторной лодки.

** Все фото и текстовые пояснения с тестовых испытаний взяты отсюда: https://www.clcboats.com/life-of-boats-blog/peeler-power-skiff-coast-guard-testing.html


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.