istra_boats

Category:

Яхты и их происхождение

Для написания данной заметки использовалось много различных источников начиная от Вики и заканчивая различными выпусками журнала «Катера и яхты». Хотелось бы думать, что получился краткий непротиворечивый, но исчерпывающий для поверхностного ознакомления материал.

Итак, что такое яхты и откуда они взялись?

Парусная яхта The Maltese Falcon.
Парусная яхта The Maltese Falcon.

Зачастую в современном понимании, яхта — это что-то такое большое и роскошное. Яхта — это изделие, предназначенное для решений задач престижа сильных и богатейших князей мира сего. К счастью, это не так, а различия в толкование термина "яхта" связаны с некоторой размытостью данного понятия. Для ликвидации подобного недоразумения стоит обсудить, что же такое яхта. К сожалению, от различных интерпретаций данного термина уйти все равно не удастся. Мы такую задачу и не преследуем, а всего лишь хотим, чтобы нас понимали правильно каждый раз, когда мы употребляем слово "яхта" (yacht) и чем она отличается от лодки (boat). Вообще-то опытные яхтсмены нарочито называют свои яхты — лодками, именно потому, что хотят дистанцироваться от роскошных кораблей миллиардеров и нефтяных шейхов.

"Я́хта  ( нидерл.   jacht , от jagen — гнать, преследовать) — первоначально лёгкое, быстрое  судно  для перевозки отдельных персон, оборудованное палубой  и  каютой / каютами" (определение Википедии).
То есть никакой речи не идет о роскоши, богатстве отделки, стоимости и т.п. Исходя из этого определения можно маркировать и границу между, собственно, яхтой и лодкой. Итак, яхтой мы можем назвать (с некоторыми оговорками, разумеется) небольшое ЗАПАЛУБЛЕННОЕ судно с каютой (или небольшим подпалубным объемом), а лодка, по определению, беспалубна и бескаютна.
Все бы хорошо, да вот та же Википедия добавляет, что...
"...В современном понимании яхта — любое судно, предназначенное для  спортивных или туристических целей и отдыха. К яхтам не относятся рейсовые  суда, предназначенные для коммерческих целей, для перевозки большого числа пассажиров (когда основная цель — транспортная, а не отдых и развлечения на борту судна) и других транспортных целей."
Таким образом и "Луч" и его собрат "Лазер", и иные открытые спортивные швертботы могут называться яхтами, но при этом никаких кают там никогда не было. Это крайне запутывает дело, поэтому мы все же будем придерживаться нашего понимания терминологии, а именно: яхта — маленькое (или немаленькое) рекреационное судно с палубой и каютой, лодка — каких бы размеров ни была, судно без палубы и внутренних выделенных объемов.

Paper Jet 14. Dudley Dix Yacht Design.
Paper Jet 14. Dudley Dix Yacht Design.

Не желая излишне утомлять читателя ненужной информацией, скажем, что первым яхтсменом можно считать голландского хирурга Генри де Вогга, который 19 апреля 1601 года совершил путешествие от Флиссингена до Лондона, получив соответственное письменное разрешение на этот маршрут от голландских властей. Собственно, благодаря этой бумаге мы и знаем об этом случае. Вот вам и польза от бюрократических процедур. Расстояние от Флиссингена до Лондона составляет по прямой около 130 морских миль, из которых 100 миль приходятся на путь в открытом море. Внезапные туманы, шквалы, сильные морские течения и вообще переменчивая погода в этих местах делали такое путешествие довольно опасным предприятием. Необходимость или авантюрное приключение заставили голландского хирурга пуститься в путь? К сожалению, это не известно, но в любом случае это путешествие — несомненно поступок смелого человека и характеризует врача как опытного моряка.

Уже к концу XVII столетия появились первые прообразы яхтклубов и стали проводиться яхтенные гонки. Одними из самых известных яхт были английские яхты специальной постройки "Бизани", "Мэри", "Екатерина" и "Анна", принадлежащие королевскому семейству. Гонки с участием яхты Карла II "Екатерина" и яхты "Анна" его брата герцога Йоркского состоялись
1 октября 1661 года на реке Темзе по маршруту от Гринвича до Грейвсенда (туда и обратно) при заявленном призовом фонде в 100 золотых гиней. Причем Карл II лично управлял своей яхтой. Те же процессы происходили во всех приморских государствах Европы. Яхтенное дело стремительно развивалось, гонки успешно популяризировались, привлекая большое количество заинтересованных зрителей. Так, в России, продвижением яхтенного спорта занимался лично император Петр Великий. У самого Петра было две яхты: "Корона", подаренная Фридрихом Вильгельмом I и "Ройял Транспорт" Вильгельма III Оранского. Уже к 1718 году в России появляется прообраз яхтклуба под названием "Потомственный Невский флот", объединяющий под собственным флагом 141 яхту.

Вот так и началось победное шествие яхтенного спорта. Действительно, что долгое время этот вид спорта был доступен только для очень обеспеченных людей, а яхтклубы являлись своеобразными орденами, в которые попасть было совсем не просто, поскольку членство в подобном клубе наделяло яхтсмена дополнительным привилегированным статусом. Гоняться с самим королем! Это стоило дорогого и было очень дорого :)
Однако XX век внес свои коррективы. Парусные соревнования были включены в олимпийские виды спорта, появились гоночные парусные суда-монотипы, а стеклопластиковое яхтостроение, основанное на позиционно-поточном методе производства сделало парусные яхты и парусный спорт доступными для самых широких слоев общества развитых стран.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.