istra_boats

Category:

Как построить античный корабль

Я вот подумал, а почему у меня в журнале нет перепостов? У всех есть, а у меня нет... Мне такая ситуация показалась «как бы» несправедливой. Теперь и у меня в журнале есть перепост:
https://eyes-saucers.livejournal.com/8758.html
Я очень рекомендую всем этот журнал.


Есть два способа соорудить корабль. Тот из них, что более популярен, зародился в Европе и постепенно полностью истребил конкурента; он начинается с закладки скелета, когда первым делом строятся горизонтальный киль и вертикальные «рёбра»-шпангоуты, а затем всё это обшивается досками. Другой, применяемый в основном южной Азии и в северной Европе, в частности, у викингов, делает всё как раз наоборот, сразу приступая к сооружению обшивки, и лишь после её завершения внутрь образовавшейся формы, панциря, помещается каркас. Чаще всего этот второй метод изображается ущербным, и не зря, поскольку он очень дёшев, и во многом кустарен; часто скелет там весьма условный, да и добавляют его уже спустя значительное время после спуска корабля на воду, когда судно уже начинает гнить, это ухищрение нужно, чтобы оно послужило ещё. Первый же способ сложен и затратен, и получил широкое распространение лишь незадолго до великих географических открытий, а потому нередко считается основным, а альтернатива воспринимается «баловством».
Древние, руководствуясь, очевидно, заветами Солона и Аристотеля, выбрали золотую середину: они применяли нечто вроде комбинации обоих методов, их способ кораблестроения был особенным, нигде и никогда более не встречающийся. Подобно многим другим народам, например, египтянам, греки и римляне начинали с облицовки, не с каркаса. При этом они использовали крайне жёсткое скрепление, «соединение встык», как у конструктора, в результате у них получалась невероятно плотная структура, и уже потом, после завершения остова, внутрь его древние помещали каркас настолько подробный и завершённый, что «казалось, будто судно изначально строилось вокруг этого скелета». До нас дошёл рельеф с надгробия некоего П.Лонгидиенуса, заслуженного кораблестроителя, умершего в кон. II-нач. III н.э., изображающий усопшего, доделывающего явно элемент каркаса, хотя корабль, который стоит позади него, вполне закончен; «те, кому приходилось иметь дело с этим рельефом и кто не был знаком с греко-римским способом кораблестроения, было крайне непросто объяснить, что же тут происходит». 
Этим необычным способом были построены все корабли древних, от огромных грузовых транспортов до крохотных озёрных лодчонок. Способ встречается уже у Гомера, именно таким образом сооружает себе судно Одиссей перед тем, как уплыть от нимфы Калипсо, и хотя нередко полагают, что герой строил плот, описание строительства говорит об ином. Сперва Одиссей создал обшивку: он вытесал доски, а затем, «всё пробуравив, сплотил их, длинными болтами сшив и большими просунув шипами»; без сомнения, речь здесь идёт о соединении встык наподобие мозаики. И только после этого царь Итаки помещает внутрь конструкции жёсткий каркас: «плотными брусьями крепкие рёбра связав, напоследок в гладкую палубу сбил он дубовые толстые доски». Этот момент также вызывал множество недоумения у специалистов, привыкших к новоевропейскому способу сооружения судна.
Последние корабли, сооружённые при помощи этого античного ноу-хау встречаются в VI веке в Византии, образцы, поднятые у берегов Италии и Турции, датируются как раз этим временем; иными словами, от своей традиции древние не отступали за весь период, который мы называем Античностью.



P.S. Исследователь рассматривает и вопрос многоярусности античных вёсельных кораблей. См.: https://eyes-saucers.livejournal.com/8570.html

P.P.S. Ну и, разумеется, я вам рекомендую посетить такой журнал, как:
https://galea-galley.livejournal.com/
Здесь очень подробно о парусно-гребных судах античности, высокого средневековья и раннего нового времени.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.