istra_boats

Categories:

Моторные катамараны в автогабарите

Немного задержимся в гостях  у компании Spirited Designs и посмотрим, что еще есть у них интересного из маломерных трейлерных лодок. Моторные глиссирующие катамараны, например. И если мы указывали в прошлой статье на главный недостаток парусного ката Seascape — отсутствие реально построенных судов этого проекта, то моторные лодки рассматриваемой компании построены и эксплуатируются десятками штук. Вообще говоря, австралийские проекты интересны тем, что в этой далёкой стране практически нет ВВП. Поэтому любители парусных и моторных лодок вынужденны ходить в прибрежной (литоральной) зоне. То есть в Тихом океане. А Тихий океан — не самое безопасное место для отдыха. Поэтому австралийские конструкторы уделяют повышенное внимание вопросам безопасности. И действительно, маломерные суда построенные по этим проекты обладает некоторой избыточной надёжностью, что с моей точки зрения (при прочих равных условиях) неплохо.

Во многом положительные характеристики моторных и парусных катамаранов совпадают: высокая остойчивость, малая осадка, много места, высокий запас плавучести. Поэтому наряду с парусным катамараном для самостоятельной постройки, хотелось бы потратить немного времени для ознакомления читателей нашего журнала и с моторными. Другой причиной и, наверное, главной — является то обстоятельство, что соотношение парусных и моторных лодок составляет примерно 1 к 10, если не меньше. Было бы некрасиво и бестактно обойти своим вниманием водномоторников. Ведь среди них тоже есть любители самостроя.

SPIRITED 230 ‘Power’
Spirited 230 ‘Power — это очень компактная конструкция с каютой и кабиной в рубке. Благодаря этому лодка подходит  для многодневных туристических круизов и, являясь трейлерной, может без особых усилий буксироваться легковым автомобилем. Автогабарит.

Несмотря на свою “компактность”, кат предоставляет разумный уровень комфорта для экипажа, что позволяет отправляться в путешествия сроком до двух недель. Трейлерность, то есть возможность буксировки поможет вам не только выбрать водоём по душе, но и в случае ухудшения погодных условий во время вашего отпуска, перебраться в другое место.
Spirited 230 идеально подойдет для рыбалки как на реке или водохранилище, так и в открытом море (в прибрежной зоне, конечно). При этом вы сможете ночевать со всеми удобствами на борту. Доступ в кабину осуществляется через кокпит с большой плавательной платформой между двумя подвесными двигателями. Удобный проход с транца позволяет пройти прямо в кабину. Кабина закрывается двумя клинкетами (герметичными дверями) во время движения, которые откидываются на петлях для большей безопасности. Находясь на якоре, проход может оставаться открытым до самой плавательной платформы, предоставляя доступ к воде, тузику, двигателям и т.д.

В кокпите находятся банки (сидячие места), располагающиеся по периметру, в том числе сразу за основной переборкой, где есть небольшой обеденный столик.

Приборная панель
Приборная панель
Детали экстерьера и интерьера
Детали экстерьера и интерьера

Внутреннее пространства катамарана довольно обширное для лодки таких размеров. В рулевой рубке есть функциональный камбуз и разделочный столик. Отдельный пост управления вынесен вперед камбуза. В форпике есть двуспальная койка так называемого размера «queen-size» с достаточными площадью и объёмом, что позволяет комфортно сидеть. Биотуалет (porta potti) традиционно спрятан под койкой. Большие люки и иллюминаторы делают каюту светлой и просторной. Для доступа к носовой части лодки имеется большой открывающийся иллюминатор (окно) в центральной панели лобового стекла. Это обеспечивает легкий и безопасный доступ к носовой части, а также даёт отличную вентиляцию рулевой рубки.

Очень важный момент. При выборе какого-либо проекта будьте осмотрительны и всегда прикидывайте свои финансовые расходы. Построить катамаран SPIRITED 230 ‘Power’ не так уж и сложно. А вот оснастить до снаряженного состояния... Здесь финансы начинают петь романсы : ) Так, стандартная мощность подвесных двигателей, рекомендуемых для установки на этот кат - 40 л.с. каждый. А их таких два, причём желательно 4-тактных, с дистанцией. Стоимость 2-тактника Mercury 40 л.с. — в районе 250 000 руб. А такой же Mercury, только 4-тактный стоит около 500 000 руб. Да еще трейлерная тележка, генератор, аккумуляторные батареи, ходовые огни, приборная панель, штурвал. Так что считайте деньги.

При двух 40-сильных моторах крейсерская скорость ката окажется в районе 20-22 узлов, а максимальная скорость, которую вы сможете выжать из этой лодки на таких двигателях — 28-30 узлов. Максимальная разрешённая конструктором мощность двигателей — по 90 л.с., что суммарно даст 180 лошадей и скорость в районе 45-50 узлов.

Существует опциональный вариант этого катамарана без рубки. Называется такой — Viper (Гадюка) и выглядит он вот так:

RIPPLE TENDERS
Катамараны Ripple намного легче в постройке и бюджетней. Как раз к разговору о стоимости дополнительного оснащения. Если вы готовы использовать глиссирующие лодки попроще, то данный кат для вас. Всего предлагается аж шесть размерностей: 2 м., 2,3 м., 2,8 м., 3,2 м., 3,6 м. и 4,2 м. (по КВЛ). Первые три младших катамарана являются картопами, три более крупных требуют простенький трейлер. Поскольку конструкционно все эти катамараны одинаковы и поскольку на основании своего опыта, я убедился, что любые лодки менее 4-3,5 метров в длину очень маленькие, я сосредоточусь на самой большой из данного ассортимента: 4,2 метра.

Катамараны Ripple просты, даже аскетичны, но очень функциональны. В старший кат (4,2 м.) может без труда поместиться 7-8 человек, что кажется невероятным. Но посмотрите на вышеприведённое фото и убедитесь сами. Никакого подвоха, никто ни у кого на голове не сидит. Поскольку лодка проектировалась с учетом эксплуатации в прибрежной океанической зоне, то вопросам безопасности уделен высший приоритет: катамаран оснащен 6 (!) отсеками с положительной плавучестью.
Такие лодки имеют вариативность при самостоятельной постройке: можно ставить центральную консоль управления, можно обойтись без неё. Бесконсольную версию выбирают как правило яхтсмены, использую Ripple в качестве тендера / динги (“тузика” по-нашему). Вариант с центральной консолью и складным тентом — удел рыбаков и туристов. Сдвинутая к правому борту консоль не мешает рыбачить, работать со снастями или закидывать блесну. В качестве дополнительного варианта предусмотрен хардтоп, защищающий зону вокруг рулевого. Также на хардтопе можно нести ходовые огни, что очень удобно.

Конструкция катамарана приспособлена для несения и размещения большого объёма грузов. Полезная нагрузка лодки — 770 фунтов (350 кг), что обеспечивает отличную автономность и позволяет использовать этот небольшой катер в удалённых, “диких” местах. Из-за бóльшей остойчивости формы, присущей катамаранам, и значительному запасу аварийной плавучести Ripple может выходить в море (при соответствующих условиях).

Еще одна дополнительная и удобная опция — наличие съёмных  транспортировочных колёс на транце. Это действительно крайне удобно, поскольку позволяет одному человеку без особых усилий перемещать кат по берегу, слегка приподняв его за нос.

Катамараны Ripple — отличные лодки как выходного дня, так и для длительного путешествия. Представляя собой остойчивые и комфортные платформы большой площади, они прекрасно подходят для рыбаков, туристов и семейных экипажей с детьми.

Удивительно. Трудозатраты - 85 человеко-часов. Не верю!
Удивительно. Трудозатраты - 85 человеко-часов. Не верю!

В предыдущей статье был затронут вопрос о трудозатратах при строительстве катамаранов от компании Spirited Designs. Легкие сомнения не прекращают нас тревожить: не слишком ли оптимистичные оценки даются конструктором? Так это или не так, но относительная простота и высокая скорость постройки настоящих многокорпусных судов обеспечивается конструктивным подходом — корпус-то по сути один. Давайте посмотрим на ряд иллюстраций, подтверждающих этот тезис.

Силовой набор катамарана Ripple.
Силовой набор катамарана Ripple.
А это “скелет” SPIRITED 230 ‘Power’
А это “скелет” SPIRITED 230 ‘Power’

Вам не надо тратить двойное время на строительство двух катамаранных корпусов-поплавков, а потом городить трамплин или бридждек для их соединения. При этом получается мощная силовая монолитная конструкция, способная хорошо держать удары и разнообразные нагрузки (на изгиб, на скручивание, на сжатие и т.д.). А это как раз то, что и требуется для глиссирующих катеров.

Заканчивая обзор катамаранов от Spirited Designs, добавим, что у них много чего еще интересного. Они проектируют и строят большие океанские катамараны в 38-48 футов. Но это уже совсем другая история. А среди трейлерных катов у них есть еще две модели, которые на их сайте не представлены. Возможно в будущем, они сделают эти проекты публичными, пока же они только в виде 3D моделей и купить проекты нельзя.

Этот симпатяга - Rapid 5000 (он же BALLISTIC 5000). Выглядит современно и круто. Рекомендуемая мощность - 100 л.с. (2 x 50 л.с.)
Этот симпатяга - Rapid 5000 (он же BALLISTIC 5000). Выглядит современно и круто. Рекомендуемая мощность - 100 л.с. (2 x 50 л.с.)
Этот катер только похож на Ripple. Содержательно он совсем иной. Дизайн катамарана был полностью переработан под алюминиевую конструкцию корпуса. Самое интересное, что проект создан для индивидуального заказчика из России. В России же и будет построена пилотная версия. Рекомендуемая мощность - 30 л.с.
Этот катер только похож на Ripple. Содержательно он совсем иной. Дизайн катамарана был полностью переработан под алюминиевую конструкцию корпуса. Самое интересное, что проект создан для индивидуального заказчика из России. В России же и будет построена пилотная версия. Рекомендуемая мощность - 30 л.с.

Вот собственно мы почти и закончили разговор про многокорпусные конструкции. Осталась обещанная статья о «пляжных» катамаранах и тримаранах, а далее перейдём к давно ожидаемой теме столярных инструментов, а это не один пост, и не два...

Ссылки:

Сайт компании Spirited Designs:
https://www.spiriteddesigns.com.au/

Парусный катамаран Seascape:
https://www.spiriteddesigns.com.au/seascape

Моторный катамаран SPIRITED 230 'Power':
https://www.spiriteddesigns.com.au/spirited_230

Моторный катамаран RIPPLE TENDER:
https://www.spiriteddesigns.com.au/ripple_tenders1


Видео:

Spirited 230 (Viper):

Ripple:


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.