istra_boats

Category:

Пляжные удовольствия

Фото с сайта www.clcboats.com
Фото с сайта www.clcboats.com

Очень хотелось бы дать описание великому множеству многокорпусных судов, предназначенных для пляжных “покатушек”, что бы уже не возвращаться к этой теме и спокойно перейти к столярному и плотницкому инструменту. Поэтому потерпите немножко, а лучше почитайте этот пост. Обещаю, здесь будет много интересного и даже, пожалуй, вкусного.

Маломерные суда нужны не только для многочасовых “заплывов” или многодневных походов. Иногда хочется просто оттянутся, получить передозировку адреналина и насладиться эндорфинным насыщением. Иногда нужны скорость, маневренность, брызги и полная отдача сил. Многокорпусные суда лучше любых других могут подарить подобные ощущения. Только помним, что этот журнал рассматривает конструкции для самостоятельной постройки, а значит лодкам из магазинов места здесь не будет. Что же, для начала, давайте вспомним нашего старого знакомого — конструктора Питера Стивенсона. Он, о-да, может удивить. У него для нас есть два пляжных катамарана, которые очень легко построить, не менее легко транспортировать от водоёма к водоёму и без проблем хранить. И первый из них...

Mini-CAT

Фото с сайта www.stevproj.com
Фото с сайта www.stevproj.com

Mini-CAT был разработан, чтобы передать маневренность и скоростные характеристики больших гоночных катамаранов катамарану совсем маленького размера, который можно легко спустить на воду при любых обстоятельствах. Mini-CAT весит всего 65 фунтов (чуть менее 35 кг) в снаряжённом состоянии, имеет двухперьевой руль как у “взрослых” катов, и собирается-снаряжается одним человеком, в то же время позволяя ходить вдвоём. И, безусловно, является одним из самых простых в постройке и дешёвых маломерных судов.

Фото с сайта www.stevproj.com
Фото с сайта www.stevproj.com
Фото с сайта www.stevproj.com
Фото с сайта www.stevproj.com

Mini-CAT прекрасно управляется под парусами, чутко реагирую на любое управляющее действие, на него всегда можно положиться, если вы все делаете правильно, и при сильном порыве ветра он достаточно легок и быстр, чтобы не врубиться в волну. Это очень послушная и быстрая лодка и хороша как для начинающих, так и для опытных яхтсменов. В общем мал, да удал. Но всё-таки мал. Его длина всего 14 футов (4,3 метра) и его серьёзным недостатком является малая полезная нагрузка. Двоим взрослым и сильным мужчинам он не подойдёт.

Фото с сайта www.stevproj.com
Фото с сайта www.stevproj.com


T-CAT

Фото с сайта www.stevproj.com
Фото с сайта www.stevproj.com

16-футовый (4,9-метра) T-Cat был естественным продолжением Mini-Cat и увеличение его линейных размеров, как раз было призвано улучшить ситуацию, как с грузоподъёмностью, так и с площадью для размещения экипажа и его вещей.

Фото с сайта www.stevproj.com
Фото с сайта www.stevproj.com

T-Cat, по-видимому, является верхним пределом совмещения простоты, минимальной трудоёмкости и дешевизны постройки с высокой скоростью, маневренностью и относительно высокой полезной нагрузкой; а учитывая простоту управления, T-Cat, вероятно, станет лучшим выбором в данном размере и весе, особенно если вы только начинаете кататься на парусных катамаранах.

Фото с сайта www.stevproj.com
Фото с сайта www.stevproj.com
Фото с сайта www.stevproj.com
Фото с сайта www.stevproj.com
Фото с сайта www.stevproj.com
Фото с сайта www.stevproj.com

Оба катамарана являются разборными и могут спокойно перевозится на крыше автомобиля при установленном багажнике, конечно же.
Однако настало время поговорить про более серьёзные и тяжёлые “машины”.


W17 Trimaran


Однажды подумав, что мне нужен небольшой недорогой тримаран для дневного плавания, чтобы выходить на воду как можно чаще, я решил, что мне лучше использовать свой собственный довольно обширный опыт проектирования и строительства, чтобы придумать уникальную конструкцию, которой я мог бы поделиться с остальными. Первое, что я делаю с ЛЮБЫМ дизайном — это определяю целевого пользователя и характеристики, в которых я хочу, чтобы моя лодка преуспела. В этом случае пользователем должен быть Я, а главными параметрами — скорость, комфорт, относительная сухость и простота обращения как на воде, так и на берегу. И все это при довольно небольшом бюджете при относительно коротком времени постройки с использованием легкодоступных материалов.

Хммм… непросто!

Фото с сайта https://smalltridesign.com
Фото с сайта https://smalltridesign.com

Майкл (Майк) Уотерс начал ходить на лодках в 10 лет в своей родной Англии и построил свою первую небольшую парусную лодку в 12 лет после прочтения «Ласточек и амазонок» Артура Рэнсома. Получив диплом конструктора и морского инженера, преподавал в течение нескольких лет в Саутгемптоне, Великобритания. В последствие переехал в Канаду, а потом потратил 30 лет на проектирование больших грузовых лайнеров, танкеров, сухогрузов и т. д. Будучи востребованным конструктором он, тем временем всё своё свободное время ходил под парусами для удовольствия и развлекался проектами небольших лодок, которые он часто строил и сам же использовал.

Фото с сайта https://smalltridesign.com
Фото с сайта https://smalltridesign.com
Фото с сайта https://smalltridesign.com
Фото с сайта https://smalltridesign.com

Совсем недавно (в 2013 г.) он разработал проект W17 и построил на его основе тримаран, много на нём ходил и постоянно тестировал. А на основе полученного опыта, теперь заявляет, что “этот тримаран оказался идеальным спортивным судном, чтобы доставить удовольствие, приключения и острые ощущения своим владельцам.

Фото с сайта https://smalltridesign.com
Фото с сайта https://smalltridesign.com

Насколько всё быстро? Трудно сказать, но вот несколько фоток, соединённых в единый коллаж:

Фото с сайта https://smalltridesign.com
Фото с сайта https://smalltridesign.com

13 узлов! Очеь неплохо. Формально экипаж этого тримарана — два человека, но на самом деле (в отличие от Трики) может поместиться и больше.

Фото с сайта https://smalltridesign.com
Фото с сайта https://smalltridesign.com

Катамаран W17 не является разборным и не является картопом. Как же его перевозить? А аутригеры (амы) складные. Смотрите сами:

Фото с сайта https://smalltridesign.com
Фото с сайта https://smalltridesign.com
Фото с сайта https://smalltridesign.com
Фото с сайта https://smalltridesign.com

Место в нём побольше, чем в Трике, а вот комфорта? Тут мы сталкиваемся с той проблемой, которую мы обозначали в предыдущих постах (Большой маленький катамаран). Для многокорпусных судов зона комфорта начинается от 7-8 метров для тримаранов и от 8,5-9,5 метров для катамаранов. Исключения есть, но их немного : (

Фото с сайта https://smalltridesign.com
Фото с сайта https://smalltridesign.com
Фото с сайта https://smalltridesign.com
Фото с сайта https://smalltridesign.com

Но мы говорим в данном случае о пляжных многокорпусниках. И здесь большой комфорт не очень важен. Важен адреналин!
Мачта, между прочим, —  поворотная!

Спецификация

Длина максимальная: 5.20 м (17’-1")
Длина по ватерлинии: 5.14 м (16’-10")
Ширина максимальная: 4.25 м (13’-11")
Ширина min (амы сложены): 2.2 м (7’-2")

Площадь парусности
Грот: 11.1 м² (120 ft²)
Стаксель: 4.4 м² (47 ft²)
Общая парусность: 15.5 м² (167 ft²)
Высота мачты: 7.35 м (24 ft)

Опционально
Спинакер: 18.6 м (200 ft²)
Code Zero / Генуя: 9.6 м² (103 ft²)
Генакер: 12 м² (130 ft²)

Полезная нагрузка: 350 кг (780 lbs)
Предельная грузоподъёмность ~450 кг (1000 lbs)
Масса: ~185 кг (410 lbs)

Outrigger Junior
Поднимем градус экстрима и перейдём к настоящей ракете. Перед нами парусная лодка под названием Outrigger Junior от наших старых знакомых из Chesapeake Light Craft.

Фото с сайта www.clcboats.com
Фото с сайта www.clcboats.com
Фото с сайта www.clcboats.com
Фото с сайта www.clcboats.com

Outrigger Junior —  это не катамаран, не проа, и не интернешнл каноэ (international canoe). Иногда такие конструкции называет атлантическими проа, либо Таити-аутригер (Tahitian Outrigger). Их основное отличие от проа заключается в возможности полноценной лавировки за счёт смены галсов, поэтому такие лодки имеют традиционные форштевень и транцевую корму. Парус Таити-аутригера представляет собой некое переходное состояние между парусом латинским и таким специфическим парусом как “клешня краба” (crab claw). Знатокам такой парус известнен под названием “Санфиш” (Sunfish). Такое название парус получил от швертбота “Sunfish” (в своё время, очень популярной лодочки) и является, в общем-то, латинским парусом с нижним реем. Такой парус требует несколько иных навыков управления, но, в целом, он прост и несложен, только требует привычки. Зато такой парус может придать бешенную динамику вашей лодке. Этот большой латинский парус (165 кв. футов или 15,3 кв. метров) обеспечивает солидную энерговооружённость, что выражается в скорости. Много-много скорости. Лодка, тем не менее, очень устойчива, с отличной эргономикой и отлично управляется во всех отношениях.

Фото с сайта www.clcboats.com
Фото с сайта www.clcboats.com

Сборка-разборка Outrigger Junior не занимает много времени и не требует инструментов. Всё, буквально всё, на «верёвочках».

Фото с сайта www.clcboats.com
Фото с сайта www.clcboats.com
Фото с сайта www.clcboats.com
Фото с сайта www.clcboats.com

Управляется эта парусная лодка одним человеком, но может утащить и троих, правда с куда более скромной динамикой.

Фото с сайта www.clcboats.com
Фото с сайта www.clcboats.com

При смене галса яхтсмену необходимо всегда пересаживаться на наветренную сторону, поскольку откренивать это судно нужно очень активно. Но это и придаёт Джуниору очарование. Это скоростное спортивное судно, настоящий ветровыжиматель (windjammer)!

Фото с сайта www.clcboats.com
Фото с сайта www.clcboats.com
Фото с сайта www.clcboats.com
Фото с сайта www.clcboats.com

Спецификация

Длина: 4.70 м (17’-1")
Ширина: 3.70 м (17’-1")
Полезная нагрузка: 204 кг (450 lbs)
Осадка швертом: ~1 м (40")
Площадь парусности: 15.3 м² (165 ft²)
Масса: ~118 кг (260 lbs)

Фото с сайта www.clcboats.com
Фото с сайта www.clcboats.com

И на сладкое... Настоящая Бомба!
Вот то, что называется Kayak & Canoe SailRig действительно построить может каждый. И опять нас радует компания Chesapeake Light Craft. Вот что это такое:

Фото с сайта www.clcboats.com
Фото с сайта www.clcboats.com

Это очень крутая штука. И касается она настоящих и фанатичных любителей гребного хода. Существует огромное количество любителей дальних водных путешествий, сплавов, которые используют гребные каяки (байдарки) и каноэ. Иногда ход под вёслами идёт в кайф, а иногда и не очень-то. Противное течение, волнение, просто усталость дают о себе знать и так хочется получить хоть какую-нибудь помощь извне. Например, помощь ветра. Да только вот на таких лодках с высоким коэффициентом удлинения парус не поставишь. Иногда такой маневр удаётся. Если ветер попутный, если заранее приобретён рангоут и парус для каяков (такие приспособы продаются), то да, удаётся использовать силу ветра. Но есть одно большое НО! Такие сильно удлинённые лодки могут идти под парусом курсом фордевинд или бакштаг. Но уже полный бакштаг или, не случись такое, галфинд являются крайне опасными курсами. Положить парусами на воду может в любой момент. А учитывая, что на ВВП ветер не демонстрирует постоянства, и может менять свою силу и направление чуть ли не каждые две-три минуты, то реальная возможность использовать вспомогательный парус на байдарке оказывается эфемерной. Но если у нас имеется Kayak & Canoe SailRig, всё меняется в лучшую сторону.

Фото с сайта www.clcboats.com
Фото с сайта www.clcboats.com
Фото с сайта www.clcboats.com
Фото с сайта www.clcboats.com
Фото с сайта www.clcboats.com
Фото с сайта www.clcboats.com
Фото с сайта www.clcboats.com
Фото с сайта www.clcboats.com

Из нашего чисто гребного каяка получается самый настоящий парусный тримаран. Остойчивый и быстроходный. Ну ведь здорово, согласитесь! Причём подойдёт любая подобная лодка: фанерно-деревянная, стеклопластиковая, даже надувная. Ибо SailRig может быть установлен на любую конструкцию. Достаточно иметь утки по бортам или клюзы.

Фото с сайта www.clcboats.com
Фото с сайта www.clcboats.com
Фото с сайта www.clcboats.com
Фото с сайта www.clcboats.com

При этом, опционально, вы можете изготовить и добавить к конструкции как рулевое устройство, так и шверт!

Фото с сайта www.clcboats.com
Фото с сайта www.clcboats.com

Следует заметить, что многие каяки, байдарки и каноэ могут быть оборудованы рулями, а сами аутригеры (амы) достаточно остры, чтобы брать на себя проблему сопротивления ветровому дрейфу. В таком случае, вам ничего дополнительно делать не придётся. Но согласитесь, насколько же изящное решение перед нами.

Фото с сайта www.clcboats.com
Фото с сайта www.clcboats.com
Фото с сайта www.clcboats.com
Фото с сайта www.clcboats.com
Фото с сайта www.clcboats.com
Фото с сайта www.clcboats.com

Парусное вооружение при этом может быть любым: гафельным, люгерным, бермудским, да хоть “клешню краба” ставьте. И эта система прекрасно работает.
Самое любопытное в этой оснастке, так это то, что она вариативна по энерговооружённости. Конструкции навесных аутригеров изменяются в зависимости от площади парусности. Для байдарок-одиночек предусмотрены аутригеры на 40 кв. футов парусности, для двоек — на 55 кв. футов и, наконец, для отмороженных экстремальщиков — на 70 кв. футов парусности. Правда в этом случае требуется усиление конструкции как самой байдарки / каяка, так и мачты. И необходимо понимать, что этот крайний вариант предназначен исключительно для опытных моряков.

Фото с сайта www.clcboats.com
Фото с сайта www.clcboats.com

Теперь, мы полагаем, что в общих чертах закончили тему маломерных судов для самостоятельной постройки. Нет, что вы, она ни в коем случае не исчерпалась, есть и другие замечательные маломерные суда. Например, такие парадоксальные многокорпусные лодки, как ПРОА. Мы обязательно к этой теме (самостоятельная постройка маломерных судов) еще вернёмся и вернёмся не раз. Но нас ждёт такая огромная и всеобъемлющая веха, как инструменты. Давно пора было к ней обратиться и, наконец-то, мы получили возможность к этой главе перейти. И первое, с чем мы вас познакомим — линейки и прочие измерительные инструменты, ибо семь раз отмерь, один раз отрежь.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.